В музее Лувра работает выставка «Вермеер и мастера жанровой живописи». Чтобы сюда попасть, надо выстоять очередь! А еще лучше – заказать билеты заранее, тем более, что помимо просмотра экспозиции, организаторы выставки предлагают посетителям тематические конференции. Чем же так интересно это событие?
Впервые после 1966 года в Париже собраны двенадцать полотен Вермеера (то есть одна треть из известных на сегодняшний день произведений мастера), что стало возможным благодаря сотрудничеству музея Лувра с галереями Великобритании, США и, конечно же, Нидерландов. Зритель может не только насладиться атмосферными картинами Вермеера, но и полотнами других представителей «золотого века» голландской живописи, что делает восприятие более глубоким и осмысленным.
Впервые термин «Дельфтийский оракул» (по аналогии с дельфийским оракулом) ввел в обиход француз Теофиль Торе-Бюргер, открывший миру творчество Вермеера в конце 19 века. Оно довольно точно подчеркивает не только место происхождения, но и характер «одинокого гения», его индивидуальную стилистику на фоне коллег по цеху, как мастера метаморфозы. Эта выставка, в которой помимо полотен Вермеера выставлены работы Герарда Доу, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хох, Габриэля Метсю, Каспара Нетшера и Франца ван Мириса, посвящена голландской жанровой живописи. Вдохновителем этого направления стал Герард Терборх, принявшийся изображать в середине 17 века сцены из повседневной жизни, вплоть до тех, что сокрыты обычно от чужих глаз – написание любовных писем, уроки музыки, дамы у зеркала… На вторую половину 17 века пришелся апогей экономической мощи Соединенных Провинций, и представители голландской элиты, желавшие отразить свой статус в живописи, стимулировали развитие элегантного жанра – художники сконцентрировались на идеализированных сценах из частной жизни, создав собственное уникальное направление, сумевшее составить конкуренцию французской и итальянской живописной традиции.
Несмотря на то, что представленные на парижской выставке мастера трудились в разных частях Голландии, их работы удивляют схожестью в стилистике, выборе сюжетов, композиции и технике. Приведем в качестве примера две картины: «Женщина за туалетным столиком» Герарда Тербокха (1657 г.) и «Женщина с жемчужным ожерельем» Вермеера (1664 г.). У Тербокха персонаж находится на первом плане, выделяясь на затемненном фоне, поэтому женщина кажется близкой зрителю, сосредоточенной, слегка печальной. Она не позирует. Создается впечатление, что художник случайно ее увидел и запечатлел. Модель Вермеера, напротив, находится в луче света: она стоит в профиль у стены, которая создает фон, т.е. удалена от зрителя. Более того, художник поместил на первый план ворох какой-то одежды на столе в нижнем углу, что не отвлекает наблюдателя, а лишь подчеркивает выхваченную светом фигуру женщины. Мы не видим ее зеркала – только предполагаем, что она в него смотрится. В этих деталях кроется настоящий подход Вермеера: его картинам присуща скорее медитативность, чем нарративность. Они не просто отображают мизансцену, а заставляют прочувствовать ее, поднимая обыденность над понятием времени.
Не упустите такую роскошную возможность прикоснуться к мировой культуре! Выставка Vermeer et les maîtres de la peinture de genre (Вермеер и мастера жанровой живописи) в музее Лувра открыта до 22 мая. На сайте музея можно найти расписание тематических конференций на март и уникальный тизер выставки с элементами анимации знаменитых полотен.