Все началось в 1852 году, когда Аристид Бусико (Aristide Boucicaut) и его супруга Маргарита вместе с братьями Видо возглавили дирекцию магазина "Недорогих товаров" (так переводится название "Au Bon Marche"). Магазин, расположенный в 7 округе на левом берегу Парижа по улице Севр, занимал площадь в 100 м2 и в нем работало на тот момент всего 12 человек. При этом его годовой торговый оборот составлял примерно 450 000 франков.
В период с 1852 по 1860г. эта цифра достигла уже 5 миллионов. Однако. братья Видо были очень напуганы новаторскими идеями Аристида Бусико, которые они считали чересчур смелыми, и в 1863 г. отошли от дел. Тогда Аристид Бусико взял взаймы 1,5 миллиона франков, для того, чтобы выкупить свою долю и продолжить революцию в торговле.
Для осуществления своих грандиозных планов Аристиду Бусико понадобились не только деньги, но и место, и в 1869 г. он выкупает находившуюся поблизости заброшенную больницу, чтобы повторить на этом месте самый большой магазин в Париже и первый в истории универмаг. Работа была поручена архитектору Луи Шарлю Буало и инженеру Густаву Эйфелю (да-да, тому самому, которому принадлежит создание символа Парижа - Эйфелевой башни). При строительстве были использованы железные основы для инсталляции стеклянных перекрытий в потолке, благодаря которым внутрь магазина проникал бы дневной свет. Сам Аристид Бусико не дожил до счастливого момента открытия нового магазина в 1887 г., оставив своей вдове в наследство предприятие с 1 788 служащими и торговым оборотом в 72 миллиона франков, иными слова в 160 раз больше, чем в 1852 г.
Магазин был задуман и создан исключительно для женской клиентуры и, чтобы подтолкнуть дам к покупкам, изобретательный Аристид Бусико искусно подогревает в них желание: вход в магазин был абсолютно свободным, дамы могли неспешно прогуливаться между отделами, встречаясь с подругами. К тому же, впервые в истории в его магазине разрешается трогать товар руками и даже примерять, что до него было запрещено. Их никто не принуждал к покупкам, но все было тщательно продумано с таким расчетом, что удержаться было просто невозможно. Аристид Бусико также ввел ценники на товары, а цены сделал фиксированными, ведь до него клиенты должны были торговаться с продавцом, который произвольно устанавливал цену.
Чтобы привлечь женщин в магазин, Аристид Бусико придумал гениальный, не побоимся этого слова, маркетинговый ход: он решил действовать через их детей. Например, детям бесплатно раздавали яркие воздушные шары, бывшие в то время редкостью, с надписью "Au Bon Marche", что являлось дополнительной рекламой. По четвергам детям раздавали открытки, которые представляли одну из частей увлекательной истории (всего таких открыток было 6-7) - не удивительно, что дети всячески старались в четверг заманить своих матерей в магазин, в котором было столько соблазнов, что дамы редко уходили без покупок.
Однажды, найдя свой магазин опустевшим после рождественских праздников, Аристид Бусико велел собрать на первом этаже все товары белого цвета, который подходил к снежной зиме, и продавать их со скидками - так появились сезонные распродажи. В универмаге была создана обстановка постоянного праздника, которая тоже всячески привлекала клиентов.
Именно универмагу "Au Bon Marche" мы обязаны рождением мифа об "истинной парижанке" : элегантной, соблазнительно, независимой, заставляющей мужчин мечтать. Магазин становится настолько популярным, что выдающийся писатель Эмиль Золя посвящает ему свой роман "Дамское счастье"
Своим появлением "Au Bon Marche" вызвал настоящую революцию в мире торговли. Но конкуренты не дремали, и вскоре последовало открытие в Париже универмагов "Весна" (Le Printemps) в 1874 г., Галереи Лафайет двадцатью годами позднее, Самаритянки в 1900г., Macy's в 1896 г. в Нью-Йорке, Selfridges в 1909 г. в Лондоне.
В 1880 Маргарита Бусико превратила семейное предприятие в акционерное общество. Однако, с 1920 и вплоть до 1974 г. дела у предприятия шли неважно, и магазин пережил ряд экономических трудностей. В 1984 г. универмаг был приобретен концерном LVMH,мировым лидером люксовых брендов. Название универмага слегка изменили, заменив предлог артиклем, и он стал называться "Le Bon Marche". Президент - генеральный директор LVMH Бернар Арно решил дать магазину новое позиционирование,чтобы привести его в соответствие с духом квартала, где он расположен и который обладает не только высокой покупательской способностью, но и высокими интеллектуальным и культурным уровнями.
Поэтому не удивляйтесь, если сегодня магазин не покажется вам дешевым, как изначально предполагалось в его названии. На сегодняшний день это самый селективный в Париже универмаг, как по качеству товаров, так и по предлагаемому сервису. Хотя правобережный Printemps все более активно с ним в этом конкурирует. Общая торговая площадь магазина составляет 32 000 м2, в нем работает персонал в количестве 2 150 человек, а его годовой оборот равняется 320 миллионам евро.
А про 7 причин, по которым "Le Bon Marche" и сегодня остается магазином, который нужно непременно посетить, мы писали в нашей статье "Прогулки и шоппинг в квартале Севр-Бабилон (Sevres-Babylone)".
Адрес универмага Le Bon Marche
38, rue de Sèvres 75007 Paris